Главная страницаРегистрацияВход
Disciples of Mortis Приветствую Вас Смертный | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Месяц Личей [6]
Месяц Вампиров [5]
Месяц Призраков [5]

Наш опрос
Под каким разрешением вы работаете?
Всего ответов: 1370

Начало » Статьи » Месяцы нежити » Месяц Призраков

Спиритизм и спиритуализм

СПИРИТИЗМ (spiritism)

 Философия Аллана Кардека, известная как кардекизм (Kardecis-mo в Бразилии), является прямым плодом спиритуалистического движения, захватившего Европу в 1850-е годы.

Заинтригованный стуками и вращением столов, ассоциировав­шимися с коммуникацией с духа­ми, французский писатель и врач Ипполит Леон Денизар Риваль (1804 — 1869) около 1850 года на­чал посещать сеансы. Посредством медиума Селины он узнал, что в прежних воплощениях он был из­вестен как Аллан и Кардек Эти имена он взял впоследствии в ка­честве псевдонима.

В 1856 году под именем Карде­ка в соч. "Книга духов" Риваль рас­шифровал многие случаи общения находящейся в состоянии транса Яфе с призраками. В этой книге он расширил границы традиционной спиритуалистической философии, заявив, что духовный прогресс воз­можен только благодаря обязательному перевоплощению, позво­ляющему исправить прошлые ошибки. Люди воплощаются толь­ко в человеческом, а не животном облике. Он утверждал также, что некоторые болезни вызываются духовными причинами — особен­но эпилепсия, шизофрения и раз­двоение личности, — и от них мож­но избавиться посредством лече­ния психики, требующего духовно­го руководства. Такие идеи были распространены в спиритуалисти­ческом сообществе, где медиумы обращались к миру духов, чтобы помочь страждущим избавиться от обуявших их недугов.

Однако утверждение Кардека о необходимости перевоплощения выводит спиритуалистические док­трины за рамки доказательства жизни после смерти. Фактически он был так уверен в своей правоте, что активно не одобрял исследо­ваний любых физических проявле­ний, за исключением автоматичес­кого письма, которое, как он счи­тал, было менее подвержено влия­ниям предвзятых мнений. Настоя­щие спириты рассматривают сту­ки столов, парение в воздухе и ма­териализации просто как комнат­ные игры, хотя в ироническом смысле спиритуалисты часто ис­пользуют слово "спиритизм" для обозначения производства физи­ческих феноменов. Вследствие это­го исследования психического во Франции примерно на 20 лет от­ставали от соответствующих иссле­дований в других частях Европы.

Внутри спиритуалистического сообщества в Англии и Соединен­ных Штатах критики спиритизма утверждали, что если бы перевопло­щение действительно имело мес­то, то духи, с которыми устанавливали контакт медиумы, обсужда­ли бы этот предмет, тогда как в дей­ствительности они этого не дела­ли. Медиум Д.Д.Хоум отмечал, что он сталкивался, по крайней мере, с 12 перевоплощенными существа­ми, утверждавшими, что они явля­ются Марией Антуанеттой, с 6 или 7 — объявлявшими себя королевой Шотландии Марией Стюарт, при­мерно с 20 — считавшими себя Александром Великим, однако никто из духов не объявлял себя просто Джоном Смитом. Анна Блэкуэлл, переводчица и главная опо­ра Кардека в Британии, возражала на это, что континентальный ум более восприимчив к новым иде­ям, чем английский.

Согласно спиритическому уче­нию, страдания и болезни в этой жизни есть результаты духовного влияния, являющегося отзвуком беспорядочной жизни индивида в прошлом. Каждый раз, когда душа перерождается, по мнению Карде­ка, она несет с собой в качестве "подсистем" прошлые жизни, ко­торые даже могут в общих чертах предопределить реальность ны­нешней жизни. Каждое перерожде­ние, каким бы болезненным оно ни было, согласно Кардеку, позво­ляет душе усовершенствоваться и в конечном счете достичь более высокого плана существования.

Кардек учил, что личность со­стоит из трех частей: воплощенной души, тела и "перидуха" (perispir-it), или того, что Кардек описывал как полуматериальную субстан­цию, которая объединяет душу и тело и обволакивает душу, подоб­но конверту. Все души создаются равными, несведущими и неиспы­танными, и они продолжают воз­вращаться к жизни до тех пор, пока не остается ничего, чему они мог­ли бы научиться. I В момент смерти плоти "пери-дух* удерживает душу и отделяет­ся от тела. Этот процесс бывает более длительным, если умерший был сильно привязан к своему ма­териальному существованию Ду­ховно продвинутые души, писал Кардек, встречают смерть с радос­тью, как если бы она обозначала освобождение и обещание будуще­го просветления. С другой сторо­ны, духи тех несчастных, которые умерли внезапно или насильствен­ной смертью, отчаянно цепляют­ся за свои тела, пребывая в заме­шательстве и будучи уверены, что они не умерли. Особенно само­убийцы цепляются за свое матери­альное существование и могут перевоплотиться только для того, чтобы снова совершить самоубий­ство Только когда "перидух" ос­тавляет плоть, учил Кардек, душа по-настояшему понимает, что она более не является частью челове­ческого мира.

Когда "перидух" оставляет тело, душа возвращается в духов­ный мир, где, по мнению спири­тов, рассматривает свои прошлые жизни и свое продвижение к про­светлению и решает, каким жиз­ненным путем ей следует идти да­лее. Каждая душа имеет Полную свободу в выборе своей следующей жизни и часто возвращается к своей земной семье. В тех случаях, когда два духа желают занять одно и то же тело, выбор делает Бог — ха­рактеризуемый Кардеком как Выс­ший Разум и Первая Причина Всех Вещей.

Духи, которые пережили на зем­ле страшные страдания, согласно писателю-спириту Анд ре Луи, решают посвятить себя "духовному вампиризму". Кардек, однако, не считал всякую одержимость пред­намеренной. "Духовное вторже­ние" имеет место, когда смущен­ная душа недавно умершего вхо­дит в живого человека, полагая, что смерти не было. Кардек отрицал, что изгнание нечистой силы может быть совершено посторонним че­ловеком, будь то во имя Господа или нет. Он утверждал, что одер­жимый должен совершать экзорцизм посредством убеждения и молитвы, соглашаясь с поговоркой, что "Бог помогает тем, кто помо­гает себе сам".

Теории Кардека стали популяр­ными в Европе, однако вскоре ус­тупили дорогу следующей интеллек­туальной моде. Спиритическая вера в перевоплощение, подчеркиваю­щая совершенствование души, ес­тественным образом привела к тео­софским теориям перевоплоще­ния

Однако в Бразилии, веками при­верженной африканским духам и предрассудкам, кардекизм пустил корни и остается мошной религи­озной силой в современном обще­стве, а кардекистские центры со­зданы по всей стране. Это движе­ние дает элите метафизическое ис­толкование жизни, которого они не могут найти в магических риту­алах бедных, а необразованным классам — формальное доказа­тельство их магических верований. Большинство бразильцев исповеду­ют католицизм, однако называют себя espiritas. В сущности, бра­зильские карде кисты утверждают, что их движение восстанавливает христианство на истинных основа­ниях, основывая веру на бессмер­тии души. Кардекизм имеет также широкое распространение на Фи­липпинах.

Кардекистское исцеление вклю­чает в себя молитву, советы, иссле­дование прошлых жизней с помо­щью медиума и, пожалуй, психи­ческую хирургию. Говорят, что практикующие эту технику прони­кают в тело человека без примене­ния обезболивания и хирургичес­ких инструментов, манипулируют с жизненно важными органами и используют наложение рук для из­лечения всех видов болезней и не­дугов. Медиумы могут быть необ­разованными и неквалифицирован­ными людьми, однако они утверж­дают, что ими руководят духи лю­дей, бывших в прошлом врачами. Некоторые притязания психичес­кой хирургии пока не находят объ­яснения, а другие, как было уста­новлено, не свободны от мошен­ничества и для своего осуществле­ния требуют ловкости рук.

Кардекмстские психиатрические больницы, имеющие в своих шта­тах в высшей степени квалифици­рованных докторов, в Бразилии спокойно сосуществуют с более традиционными заведениями тако­го типа и пользуются признанием со стороны многих врачей-неспи­ритов. Еще в 1912 году психиатр Оскар Питхэм, удрученный неспо­собностью своего профессиональ­ного цеха до конца излечивать не­которых больных, начал собирать средства для организации так на­зываемой "духовной больницы". Наконец, в 1934 году мечты Пит-хэма осуществились: была создана новая больница в Порто Аллегре. Это заведение, которое в 1951 году стало вдвое больше, нежели было первоначально, располагает более чем 600 койками и штатом, состоящим более чем из 200 сотрудни­ков. Крупные кардекистские боль­ницы имеются также в Италире и Сан-Паоло.

Пожалуй, самыми примечатель­ными особенностями этих больниц являются категорический отказ от получения дохода и прием всех па­циентов, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания и платежеспособности. Директора этих больниц не получают возна­граждения за свой труд.

Фактически все убежденные медиумы-спириты абсолютно уве­рены в том, что талант дарован им Богом и не должен использоваться с целью личного обогащения. Как только медиум начнет устанавли­вать цены за паранормальные ус­луги, его дар пропадет. Один из са­мых знаменитых бразильских ме­диумов Чико Ксавьер написал бо­лее ста книг по науке, литературе, истории, кардекистской философии и множество рассказов для детей, однако же живет в нишете. Он скромно утверждает, что настоя­щими авторами этих книг являют­ся его духовные наставники.

Кардек признавал, что такое смирение характерно не для всех медиумов. В его Medium's Book (1861) детально описываются дей­ствия медиумов, и любой шарла­тан, который хочет научиться по­добным вещам для их последую­щей продажи, должен только изу­чить эту работу Кардека. Спирити­ческие феномены изучены мало, поскольку верующие считают кардекизм религией, а не наукой. Един­ственной крупной организацией, занимающейся сбором данных и изучением деятельности спиритов, является Бразильский Институт психо-биофизических исследований, основанный Хернани Андраде (1963).

 

СПИРИТУАЛИЗМ (spiritualism)

Движение, возникшее в середи­не XIX века. Его притягательность объясняется коммуникацией с ду­хами и даваемыми им свидетельст­вами в пользу жизни после смерти. Сначала спиритуализм не был ре­лигией, однако стал ею, возникнув во время общего стремления к со­единению науки и религии. Медиумы-обманшики и неспособность науки обосновать притязания спи­ритуализма стали причинами его быстрого упадка. Однако спириту­ализм остается мошной религией, распространенной по всему миру, особенно в Великобритании, Со­единенных Штатах и Латинской Америке; многие латиноамерикан­цы придерживаются ответвления спиритуализма, называемого спи­ритизмом.

Официально датой рождения спиритуализма считается 1848 год, когда сестры Фокс из Хайдевилля (штат Нью-Йорк) получили широ­кую известность благодаря пересту­киванию с предполагаемыми духа­ми Основания общего интереса, который сделал возможной их сла­ву, были заложены такими форма­ми психизма, как сведенборгианство и месмеризм. Первое, основан­ное на сочинениях Эмануэля Све­денборга — исследователя, способ­ного проникать в мир духов, и вто­рое — основанное на паранор­мальных феноменах, обнаружива­емых месмеризованными (загипно­тизированными) субъектами, заро­дились в Европе в конце XVIII века и были импортированы в Америку. Оба движения делали прямой контакт с духом более доступным для масс людей.

Из этих двух ранних движений месмеризм был гораздо более по­пулярен в Америке. Здесь собира­лись целые аудитории, чтобы по­смотреть на "сомнамбул" (так на­зывали загипнотизированных лю­дей), которые сообщали о своем прозрении духовного мира и де­монстрировали "высшие состоя­ния", такие как телепатия, ясно­видение, автоматическое письмо, медиумизм, предвидение, гетероглоссия (способность человека го­ворить на иностранных языках, которые он не изучал), психомет­рия и психическое излечение. Их способность выступать посредни­ками в коммуникации с умерши­ми была особенно привлекатель­на для публики. Пророки нового века читали множество лекцион­ных курсов. Так, Эндрю Джексон Дэйвис в состоянии транса читал лекции по своей "Гармонической философии", в которых повество­вал о судьбе души после смерти.

После сенсации, вызванной се­страми Фокс, стали быстро мно­житься медиумы, мистики и спи­ритуалистические журналы. Публи­ка с готовностью проглатывала почти всякую грезу как "видение духовного мира", и буквально каж­дый мог стать медиумом и вступить в контакт с мертвыми. Сеансы ста­ли повальным увлечением. Резуль­татами первых сеансов были глав­ным образом стуки и невнятное бормотание духов, однако сеансы становились все более заниматель­ными, дабы привлечь постоянные и все более широкие аудитории. Чтобы продемонстрировать под­линность духовного мира, медиу­мы вызывали паранормальные психические эффекты, демонстрируя парение в воздухе, разделения личности и материализацию. Фокус­ничество было достаточно обычным явлением, но разоблачение мошен­ничества почти не уменьшало пер­воначального энтузиазма публики.

К 1855 году спиритуализм мог гордиться двумя миллионами пос­ледователей и был зарождающей­ся религией по обоим берегам Ат­лантики. Утверждали, что душа, с помощью средства — дубликата физического тела, выживает после смерти и совершает переход пря­мо в духовный мир. Коммуникация с этими душами становится воз­можной благодаря медиумам. В целом спиритуализм отвергал уче­ние о перевоплощении (некоторые приверженцы перевоплощения переходили в лагерь спиритов). Се­годняшние спиритуалисты придер­живаются разных мнений относи­тельно перевоплощения: некото­рые верят в него, а другие — нет.

С самого начала своего офор­мления в качестве религии спири­туализм вызвал неприятие со сто­роны христианства. Некоторые христиане объявляли его сатаниз­мом, открыто нападали на спири­туалистов и пытались добиться законодательного запрещения спи­ритуализма. Некоторые спиритуа­листы были уверены в полном раз­рыве с христианством, тогда как другие искали поддержки со сторо­ны христианской церкви, отстаи­вая верования в христианские дог­маты. Семьи и друзья часто держа­лись в стороне от медиумов (боль­шинство которых составляли жен­щины).

Когда ученые начали исследо­вать спиритуалистические феноме­ны — собственно контакты медиумов с мертвыми и совершаемые ими необычные действия — суще­ствовала надежда, что спиритуалис­тические догматы будут доказаны. Многие исследователи, среди кото­рых были ведущие ученые того вре­мени, надеялись даже найти науч­ное доказательство для существо­вания души и ее бессмертия. Од­нако научное доказательство было — и остается — иллюзией. Что в действительности обнаружи­ли ученые — так это многочислен­ные обманные действия многих ме­диумов, особенно тех, кто притя­зал на материализацию духов.

Систематические исследования начались уже в 1850-е годы, одна­ко организованную форму они об­рели лишь начиная с 1882 года, ког­да в Лондоне было учреждено Об­щество психических исследований (ОПИ). Хотя у ОПИ вскоре появи­лось ответвление в Америке (ко­торое в конце концов стало неза­висимой организацией), Американ­ское Общество психических иссле­дований, более широкие исследо­вания проводились в Англии, а не в Америке, давшей рождение спи­ритуализму. Исследователи психи­ческого становились жертвами тех же предрассудков, что и медиумы: академические и научные карьеры многих из них пострадали из-за критики и остракизма со стороны коллег. К началу XX столетия спи­ритуализм как широко распростра­ненное и согласованное движение более не существовал. Он так и не стал достаточно организованным движением, способным к объеди­нению; разногласия, политические маневры внутри лагеря спиритуа­листов и уличения в мошенниче­стве нанесли ему тяжелый урон. Интерес публики тоже начал иссякать, когда наука не смогла бы­стро подтвердить спиритуалисти­ческие догматы. Первая мировая война снова привела на сеансы тысячи убитых горем людей. Одна­ко расцвет физического медиумиз­ма закончился в 1920 году.

Интерес к спиритуализму — да­леко не столь сильный — по-преж­нему сохранялся на обоих берегах Атлантики и по всему миру. Мо­шенничество пошло на спад. В 1930-е годы психические исследо­вания отделились от кружков по­сетителей сеансов и приняли лабо­раторный характер.

Хотя ученые не смогли доказать существования души и ее жизни после смерти, первые исследовате­ли психического много сделали для установления того, что паранор­мальные феномены действительно имеют место, а также внесли весь­ма существенный вклад в разъяс­нение природы сознания.

Современные спиритуалистские церкви процветают в Великобрита­нии, Америке, Бразилии и других странах. Многие из них построены по образцу протестантских цер­квей, но без организованного ду­ховенства. Особое внимание уделя­ется духовному исцелению (нало­жение рук, передача энергии и мо­литва) и умственному медиумизму; некоторые медиумы все еще сохра­няют приверженность физическо­му медиумизму.

Умственный медиумизм может включать в себя передачу получен­ных в состоянии транса посланий от духов к конгрегации и пропове­ди в состоянии транса. Некоторые спиритуалисты работают с духами мертвых, тогда как другие отдают­ся контактам с чрезвычайно раз­витыми развоплощенными сущест-

вами, что более характерно для каналирования.

Спиритуалисты считают свою религию одновременно наукой; многие говорят, что спиритуализм имеет дело с научно доказанными духовными феноменами.

Две самые крупные спиритуа­листические организации находят­ся в Великобритании, это: Спири­туалистическая Ассоциация Вели­кобритании и Национальный Союз спиритуалистов. Старый Закон о колдовстве (1735) мешал этой ре­лигии приобрести легальный ста­тус, поскольку позволял преследо­вать медиумов как колдунов. Этот закон был отменен и заменен За­коном о медиумах-мошенниках.

Самая большая организация в Соединенных Штатах — Нацио­нальная Спиритуалистическая Ас­социация церквей, основанная в 1893 году и базирующаяся в Кассадаге (Флорида).


[Источник:]* Гуили Р.Э. Г 65 Энциклопедия привидений и духов: Пер. с англ. - М.: Вече, А. Корженевский, 1997.- 656 с. (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги.) *

Категория: Месяц Призраков | Добавил: Angvat (2008-10-08) | Автор: Axe-Alex
Просмотров: 1483 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта
Яндекс цитирования


Статистика

Copyright MyCorp © 2006
Сайт создан в системе uCoz