Семь
столетий назад загадочное существо стало появляться в маленькой деревушке,
спрятавшейся на скалистом побережье норвежского фьорда. На протяжении пяти лет
это нечто ходило вокруг домов и выло дуэтом с ветром. Деревенский рыбак был
первым, кто обнаружил его.
И вот как
это произошло. Той ночью он с семьей спал в своем доме, сложенном из крепких
сосновых бревен. Ветер барабанил по стенам и завывал в трубе. Несмотря на это,
в деревне не было слышно ни детского плача, ни шагов односельчан, как это
обычно бывало.
Вскоре
после полуночи рыбака разбудило блеяние овец в стойле. Он оглянулся по
сторонам с нарастающим беспокойством. Воздух был наполнен дыханием спящих
детей, прижавшихся друг к другу, чтобы сохранить тепло. Рядом с ними глубоким
сном спала его жена.
Затем он
увидел то, что встревожило овец. Луч лунного света упал на дверь, и рыбак
увидел тоненькую полоску дыма, сочащуюся из замочной скважины. Плотная
туманная струйка текла по полу, пропадая в темноте и снова появляясь на свету.
Глаза мужчины следили за дымом, и на секунду ему показалось, что он видит
чью-то кожу.
Рыбак,
затаив дыхание, наблюдал за тем, как дым медленно принимал человеческие (или
близкие к таким) очертания. Вырисовывающаяся из темноты фигура с кожей синей от
холода, маленькими ручонками, тщедушным торсом и бешеными глазами,
уставившимися в глаза мужчины, была не кем иным, как его собственным
малолетним сыном. Мальчик умер пять лет назад. Наконец очнувшийся мужчина
потряс за плечо жену.
Она проснулась и заплакала, когда узнала фигуру,
которая к тому времени уже доползла до ее лодыжек. Рыбак махнул рукой в надежде
смахнуть существо с кровати. Однако, дотронувшись до фигурки, он почувствовал,
что та была холодной, твердой и гладкой, словно лед. Его супруга стала
задыхаться, когда призрак добрался до ее груди. Маленькие ручки дотянулись до
ее лица. Ладошки на секунду закрыли материнские глаза, и в следующее мгновение
привидение исчезло. Женское всхлипывание переросло в вопль, когда кровь засочилась
из того места, где раньше были глаза. Она была слепа. Следующей ночью вой и
шаги по ночам возобновились и продолжались еще долгие годы.
Мстительный
призрак ребенка, искалечивший свою мать, был известен под именем утбурд, что в переводе со старонорвежского
означает «ребенок, вынесенный из дома». Он родился больным в семье, где и так
уже было достаточно голодных ртов, и поэтому был обречен. Рыбак со своей женой
вырыли неглубокую ямку за деревней и оставили младенца там умирать от голода и
холода. Смерть вскорости освободила маленькую страдавшую душу. Немного позже
рыбак закопал могилу.
Ни он, ни
его супруга не чувствовали ни малейшего сострадания. В суровых северных землях
было вполне естественно избавляться от нежелательного ребенка во время голода,
или если мать не была замужем, или если ребенок рождался больным или
изуродованным. И хотя взрослым это казалось довольно логичным и законным,
детские души вырывались из тел, горя местью. И, словно компенсируя
беспомощность первых дней жизни, утбурды
были грозными призраками. Они годами копили силы для того, чтобы
осуществить акт возмездия.
Обычно утбурд был невидим. Часто его
печальный плач можно было слышать в каменистых пустынях и непосредственно над
импровизированной могилой малыша. Но путешественники, слышавшие этот плач,
могли видеть белоснежную сову, пролетающую у них над головами, или огромную,
покрытую густой шерстью воющую черную собаку на одном из ближайших холмов. Иногда
возле кустарника какое-то мгновение они могли видеть фантом убиенного младенца
со сжатыми от ярости кулачками. Люди говорят, что в любом своем проявлении утбурд мог вырасти до размеров копны
сена. Однако, возвращаясь к месту своего рождения для того, чтобы отомстить
своей матери, он обращался в струйку дыма, способную просачиваться в любые
отверстия и вновь принимать изначальную форму, не теряя при этом колоссальной
силы.
Но утбурд не успокаивался и после смерти
своей матери и продолжал терзать свои потенциальные жертвы — чаще всего
одиноких путников. Встреча с утбурдом
оборачивалась леденящим кровь кошмаром. Громоподобные шаги
предупреждали о приближении призрака. Большинство путешественников знали, что
лучше не оборачиваться — взгляд утбурда
мог парализовать смертного. Когда нервы путника не выдерживали, он
обращался в бегство. А когда жертва уставала, утбурд наваливался на нее всем своим многотонным весом и
вдавливал в землю, хороня заживо.
Вода и
металл, издревле служившие защитой от призраков, могли спасти человека и от утбурда. Если путешественник прыгал
в реку или вовремя доставал карманный нож, призрак исчезал и человек был
спасен. Однако гораздо чаще людей находили спустя несколько дней или недель. Их
кости были превращены в пыль, а тела, испытавшие на себе нечеловеческую
ненависть, превращены в кровавую лепешку.
Лишь
немногие призраки могли состязаться с утбурдами
в жестокости, хотя, с другой стороны, их активность диктовалась
проявлением потусторонних сил. Орды призраков атаковали сознание смертных,
питая свою неутомимую ярость местью, злобой или просто желанием привлечь к
себе внимание. Цель для них оправдывала любые средства. Некоторые, как, к
примеру, утбурды, использовали
слепую физическую силу; другие разрушали привычный уклад жизни смертных
телепатическим вмешательством; третьи, несмотря на свою эфемерную
миролюбивость, повергали смертных в шок одним своим присутствием.
Физическое
насилие, демонстрируемое утбурдами, было
не уникальным. Несмотря на то что слова «призрак» и «душа» значат одно и то же,
некоторым призракам удавалось наследовать силу и мощь своих полуразложившихся
бренных тел. Призраки, поднимавшиеся из варварских могил в Скандинавии, обладали
такой же силой и величием, как и воины, похороненные в этих могилах. Это были
трупы, уже почерневшие и затронутые разложением. И лишь гербы на одеждах этих
курганных воинов (названных так благодаря могильным курганам, их породившим)
помогали определить тело великого воителя или обычного рядового солдата,
поскольку труп был до неузнаваемости искажен долгими часами, проведенными во
мраке.
Эти
призраки были порождены, как, собственно, и утбурды, насилием. Большинство из них
были агрессивны. Возврат на землю, в несовершенный мир живых выпускал на волю
их дьявольскую сущность.
За
пределами Скандинавского полуострова большинство призраков уже отказались от
вмешательства в жизнь смертных. Казалось, что призраки были удовлетворены уже
тем, что сеют панику и ужас. Таким был и дух лорда Лон-сдайла, графа
Вестморланда, в Англии.
Никого не
удивило, что этот чопорный аристократ, постоянно ссорившийся с соседями и
избивавший своих крестьян, не находя иного выхода своей энергии, не смирился
со сковывающей темнотой могилы. Как только викарий начал читать отходную
молитву, труп внезапно сел в гробу. Одно движение массивным плечом — и священник,
вопящий скорее от страха, нежели от боли, был схвачен гигантской пятерней и
отброшен в сторону. Глаза покойника открылись и уставились в никуда; затем
веки закрылись вновь, и тело опало на сатиновые подушки. Если не считать этого
инцидента, похороны прошли мирно.
Но это
никоим образом не избавило мир от Скверного Лорда (как его называли).
Безжизненное тело освободило его сумасшедшую душу, чья неутомимая ярость долгие
годы сотрясала верхние этажи Лоттер Холла, потомственной резиденции Скверного
Лорда. Родственники Лонсдайла, рискнувшие посетить Лоттер Холл в одну из
таких вспышек полтергейста, собрались у подножия лестницы, ведущей на второй
этаж, обсуждая ужасные вопли призрака и грохот ломаемой мебели. Внезапно над
головами собравшихся прямо из воздуха возникла голова графа, с красным от
гнева лицом, каким запомнили его все те, кто был с ним хоть немного знаком.
Следом за ним появился кулак, которым призрак графа погрозил собравшимся у
подножия лестницы, после чего продолжил свой погром.
Скверный
Лорд не ограничился только всплесками гнева в Лоттер Холле. Когда все вокруг
погружалось в темноту, слуги обходили дома по соседству, призывая фермеров не
покидать свои убежища. Дело в том, что по ночам на дорогах, наводя страх на
одиноких путников и пугая их лошадей, разъезжал экипаж. Временами, следуя за
ним, повозки заезжали в непроходимые трясины. По углам полупрозрачного
тарантаса горели факелы, а на козлах сидел сам Скверный Лорд. Так продолжалось
несколько месяцев. Наконец один из его соседей, искусный в борьбе с духами,
направил свое знание против бесчинства призрака. С тех пор Лоттер Холл и окрестности
вновь были полностью в распоряжении смертных.
Лорд Лонсдайл был буйным призраком, мародером в мире
смертных. Но во всякомслучае,люди знали,счем
сталкиваются— с духом довольнознакомой личности. Инымипроявлениями потустороннего мира
служилполтергейст. Иногда он был не
менее опасным, чем призрак графа, но при этом намного более страшным,
поскольку никто не знал, откуда он появляется и как от него избавиться.
Полтергейст
(это слово в переводе с немецкого означает «шумящий призрак») был и остается загадкой.
Уничтожение им домов не несло в себе ничего напоминающего месть; не было в нем
и бесчинства призрака кого-либо из соседей или родственников, остающихся
активными и после своей смерти. Большинство проявлений полтергейста вообще
нельзя было назвать пришествием души умершего. А если они и появлялись из
царства мертвых, то это были анонимные посланники — бестелесные и лишь очень
редко видимые, безмолвные.
Любые
попытки разобраться в природе полтергейста увязали в болоте загадок. В
качестве своих жертв полтергейст всегда выбирал невинных представителей
человечества. Чаще всего он появлялся в семье священника, и в этих семьях преследовал
девушек — дочь хозяина или служанку. Его тактика — завывания, передвижение
предметов и распространение неприятных запахов — казалось, была направлена
исключительно на привлечение к себе максимального внимания. Не сказать чтобы
проделки полтергейста доставляли массу неудобств. Но и у полтергейста был
предел терпения. Даже такой «уравновешенный» полтергейст, который только и
умеет, что хлопать дверьми, поднимать в воздух молочники, может свихнуться,
делая одно и то же дни и ночи напролет в течение нескольких недель или даже
месяцев. И зачастую такое помешательство приводило к всплеску
умопомрачительной энергии, которую довольно трудно удержать бестелесному,
невидимому призраку. Несмотря на все вышеизложенное, находились семьи, которые
уживались со своими домашними призраками. Были времена, когда полтергейст
появлялся специально для того, чтобы быть принятым в семью. Так случилось и в
Ипворте, старинном английском торговом городе в Линкольншире.
Полтергейст,
посещавший дом пастора в Ипворте, начал свою программу с невинного нарушения
спокойствия. Пастор Самюэль Уэсли был отцом большого семейства (у него было
десять детей), и призрак методично, один за другим посетил сознание каждого из
них. Наконец, настал момент, когда проделки полтергейста уже нельзя было
расценить как очередную детскую шалость, фантазию или разыгравшееся
воображение. Но первыми поняли это слуги.
Призрак
появился декабрьским вечером. Раздался стук в дверь, сопровождаемый продолжительным,
глухим воем. Слуга и горничная, засидевшиеся тогда допоздна, открыли дверь, но
за порогом никого не оказалось. Выглянув в темноту, они прислушались и наконец
заключили, что это была всего-навсего чья-то глупая шутка. Но как только они
вернулись к своему чаю и тихому разговору, стук повторился. Слуга вновь
выглянул наружу и вновь никого не обнаружил. Настороженныеслучившимся,пугаясь даже случайных теней, плясавших в свете зажженных свечей, они
пожелали друг другу спокойной ночи.
Как
только слуга добрался по лестнице до мансарды, то услышал неожиданный звон и
обернулся, уставившись на собственную тень. Он наклонился, чтобы заглянуть на
кухню, непривычно в это время суток освещенную. Камин
давно
погас, начищенные кастрюли и сковороды сверкали на полках, буфет был закрыт. На
дубовом столе железная ручная мельница для зерна скрежетала жерновами. Того,
кто заставлял мельницу работать, нигде не было видно. Слуга заморгал, пытаясь
стереть галлюцинацию и восстановить привычный и надлежащий порядок. Но
мельница продолжала скрежетать, и слуга поспешил лечь в постель, игнорируя потусторонний
шум.
Не успев
задремать, он был разбужен другим необычным звуком: это был индюшачий клекот.
Он обшарил темноту, так ничего и не обнаружив. Затем он услышал у изножья
своей кровати шаги обутого в тяжелые сапоги человека. Сев
на
постели, слуга на ощупь нашел свои башмаки. Они стояли там, где он их и оставил
— около кровати.
Утром сбивчивый рассказ слуги о событиях прошлой ночи
поначалу был встречен скептически хозяевами и прислугой. Но произошедшие в
течение дня события развеяли все сомнения в том, что в доме обитает нечистая
сила.
Полтергейст мог облететь комнату, шурша по полу
невидимыми оборками платья, и вновь исчезнуть, вежливо прикрыв за собой дверь.
Время от времени он лазил по лестницам, причем те прогибались под его
тяжестью; стучал в оконные ставни и сдувал пыль с углов, к которым слишком
давно не прикасалась влажная тряпка. Он мог часами стучать в двери и окна,
проявляя надоедающую настойчивость. Иногда сквозь закрытое окно или дверь он
осторожно просачивался в комнату и издавал неописуемый вопль («последнее слово
за покойником»,— как говаривал Уэсли), который заглушал все иные звуки в
комнате.
Временами ипвортскии призрак,который, в сущности, приносил с собой
сплошной беспорядок и какофонию, выводил своих хозяев, достойно сносивших все
его проделки, из терпения. Через три недели после того момента, как в
пасторском доме поселилось привидение, миссис Уэсли, чье любопытство победило
страх, распахнула дверь комнаты горничной, в которой явно орудовал
полтергейст. Моментально все стихло, но миссис Уэсли явно ощутила чье-то
присутствие. Она оглянулась вокруг и, немного помедлив, заглянула под
кровать. Под кроватью сидело нечто когтистое, которое спустя секунду
выскользнуло в открытую дверь. Позже она рассказывала, что это нечто не было
мышью или крысой, скорее это было «что-то похожее на барсука». Собравшись с
мыслями, она приказала слугам обыскать дом, но никаких следов посещения дома
незваным гостем так и не обнаружили.
Осада
дома Уэсли продолжалась, и вскоре призрак появился вновь, но теперь в ином
своем проявлении. На сей раз это произошло рядом с подвальчиком со съестными
припасами. Уловивший движение слуга, находившийся в это время на кухне,
обернулся и увидел такую картину: по выложенному кафелем полу скакало
полупрозрачное существо (его прыжки напоминали прыжки маленького кролика),
которое, впрочем, спустя секунду скрылось в подвальчике. Мужчина приблизился и
распахнул дверь — кладовка была пуста. Было ли это животное, в которое вселился
призрак, или полтергейст явился в образе зверька, чтобы в очередной раз досадить
своим хозяевам,— никто из сталкивавшихся с ипвортским призраком сказать не
мог.
В конце концов Уэсли отнесся к присутствию в своем
доме призрака с должным чувством юмора. В семье его называли Старик Джеффри в
память о бывшем владельце этого дома, который, по слухам, в нем же и умер. Хотя
никаких причин верить, что их полтергейст — душа умершего, у них не было. Детям
было куда легче приспособиться к разрушительной манере общаться с призраком,
нежели взрослым. Именно поэтому у них в голове моментально начали возникать
картины возможных розыгрышей, словно фантом был котом или собакой. Кстати,
«собачки» стали их любимым развлечением с призраком. И только мастиф Уэсли, который,
как и любая собака, отличался превосходным обонянием, так и не смог свыкнуться
с полтергейстом. При каждой вспышке активности Старика Джеффри собака, поджав
хвост, подвывая и поскуливая, спешно ретировалась в угол комнаты.
Пожалуй,
такое отношение семьи к полтергейсту и заставило его успокоиться; возможно, он
обретал покой, только когда уже больше не мог надоедать. Как бы то ни было, но
два месяца спустя семья Уэсли, как обычно, собралась для утренней молитвы. Два
удара по лестничной балюстраде означали «аминь». Они были настолько тихими и
мягкими, что семья, привыкшая к ужасным воплям призрака, с трудом их
улавливала. Этим утром после ударов наступила тишина. Призрак покинул дом навсегда,
сделав свой уход не меньшей загадкой, чем собственное появление.
Очень редко полтергейст принимал телесный облик.
Классическим примером может послужить случай, произошедший в России в конце
XIX столетия. Тогда русская семья подвергалась ночным атакам полтергейста,
орудовавшего с тем же упорством, что и его ипвортский коллега. Он просто
взорвал дом перезвоном колоколов и хлопками петард, наполнив его при этом таким
топотом, словно тысяча людей танцевала гопак. Позже он добавил к своему хулиганству
и огонь — подол платья хозяйки дома превратился в факел, а дом начали
атаковать раскаленные шары, поджигающие все вокруг.
Несмотря
на этот кошмар семья отказалась покинуть дом. Но вскоре полтергейст применил
иной метод воздействия. Однажды утром, лежа рядом с супругой в постели, хозяин
дома услышал, как рядом с ним кто-то заворочался. Рассчитывая увидеть свою
жену, он повернулся на шум. В футе от его лица теребила простынь маленькая
розовокожая рука. Несмотря на то что тела не было, рука до плеча, где она
должна была соединяться с корпусом, была очень нежная. Она строила из простыни
холмы, прокладывала реки, после чего опять разглаживала материю. Парализованный
мужчина с ужасом смотрел на руку, представляя, как та прикасается к нему, как
ее тоненькие, розовые пальчики гладят его кожу.
Пританцовывая, рука добралась до края его подушки и
замерла, барабаня пальчиками по одеялу. Мужчина потерял терпение. Пережитый за
несколько минут кошмар не входил в сравнение ни с чем пережитым за недели
неописуемого шума, вызванного появлением призрака. Он выскочил из постели,
скатился по лестнице и вместе с женой выбежал из дома. Супружеская чета никогда
не возвращалась, и призрак не преследовал их. В конечном итоге дом был
полностью в его распоряжении.
Источник:
Привидения. – М.: ТЕРРА, 1996. – 144 с.: ил. – (Зачарованный мир).